Концентрация внимания на процессе. К чему приводит рассеянность в торговле опционами

Рейтинг честных брокеров бинарных опционов:
Содержание

Забывчивость и рассеянность: причины и как с этим бороться?

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Лучшие русскоязычные брокеры:

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Забывчивость и рассеянность — причины, симптомы, что делать?

Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.

Основные причины появления забывчивости у людей

  • Частые стрессы. Мозг во время стресса достаточно сильно перегружается, а наша нервная система слишком быстро теряет минералы и витамины.
  • Организму не хватает жидкости. В таком случае работа мозга значительно ухудшится, поэтому иногда вместе чашечки кофе или чая лучше выпить стакан чистой воды.
  • Частые диеты для похудания могут стать причиной появления забывчивости. Люди, которые «сидят» на диетах, резко и быстро уменьшают количество углеводов и жиров в организме, следовательно, мозг будет находиться в шоковом состоянии.
  • Курение и алкоголь провоцируют развитие забывчивости. Они могут вызвать спазмы сосудов, травят мозг, снижают скорость восприятия, замедляют процессы мышления.
  • Другие причины развития забывчивости: синдром хронической усталости, хронические интоксикации, опухоли, черепно-мозговые травмы, атеросклероз сосудов головного мозга, воспаление и инфекции.

Рассеянность — приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:

  • скука;
  • невозможность длительно сосредоточиться на предмете или теме;
  • расслабленность и бессилие;
  • незаинтересованность;
  • безразличие;
  • не хватает концентрации в мыслях и ощущениях.

Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:

  1. Внешние факторы — болезнь или переутомление.
  2. Внутренние факторы — поражение мозга, необходимость клинического лечения.

Забывчивость и рассеянность — лечения и методы улучшения памяти

Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:

  • Не перегружайте мозг, делайте на несколько минут паузы.
  • Следите за ходом мыслей, направляйте их в одно русло.
  • Останавливайте суетливость в голове.
  • Выполняйте физические упражнения для тела. Любые движения насыщают мозг кислородом, физически упражнения — отличное средство для борьбы со стрессом.
  • Одновременно нужно заниматься только одним делом.
  • Развивайте наблюдательность, смотрите на других людей, на окружающий мир.
  • Тренируйте внимательность. Учитесь концентрироваться только на одном процессе, так вы сможете запомнить больше и сосредоточиться в нужный момент.
  • В любой нервной ситуации — беспокойстве, стрессе, спешке необходимо сознательно говорить «стоп», сегодня не время для паники, успокойте свой разум и вы обязательно найдете выход.

Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.

Вода

Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.

Отказ от жиров

Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму — сосудам, сердцу, мозгу.

Рыба

В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.

Витамин В

В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.

Забывчивость. Как с ней бороться? — видео

Рассеянность и забывчивость: причины появления такого состояния

Вы входите в комнату и не знаете, зачем вы это сделали. Вы всегда опаздываете. Вы никогда не можете найти свои ключи (или кошелек и т.д.).

Вы не знаете, что хотите делать со своим будущим, потому что ваши мысли недостаточно организованы, чтобы даже начать строить какие-либо планы. Вы просто чувствуете себя рассеянным и забывчивым все время.

Итак, что вы можете сделать? Есть вещи, предприняв которые, вы одолеете это состояние.

Как рассеянность и забывчивость мешает нам в достижении успеха?

Рассеянность и забывчивость – это психические состояния, при которых человек испытывает низкий уровень внимания и частое отвлечение. Они являются не диагностированными состояниями, а состояниями, которые люди испытывают в повседневной жизни по разным причинам, включая скуку, сонливость или сосредоточенность на внутренних мыслях, а не на внешнем окружении.

Это ужасно, НО:  Средняя почасовая заработная плата (AHE)

Страдая от рассеянности, люди склонны проявлять признаки потери памяти и слабого воспоминания о недавних событиях.

Обычно это может быть результатом множества других состояний, часто диагностируемых клиницистами, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности и депрессия.

В дополнение к рассеянности и забывчивости, которые приводят к ряду последствий, влияющих на повседневную жизнь, у людей могут быть более серьезные, долгосрочные проблемы.

Человек, который хочет достичь своей цели и преуспеть в каком-либо начинании, несомненно, должен быть постоянно сосредоточенным на том, к чему он идет. Такие состояния, как рассеянность и забывчивость, лишают нас этой возможности. Именно поэтому люди, страдающие от них, имеют крайне низкую вероятность достижения успеха.

Причины появления рассеянности и забывчивости

Хотя рассеянность и забывчивость являются частыми явлениями, прогресс в выявлении, что является прямыми причинами этих состояний, остается небольшим. Тем не менее, они имеют тенденцию сопровождаться плохим состоянием здоровья, озабоченностью и легкой отвлекаемостью.

Вот три возможные причины, которые могут провоцировать рассеянность и забывчивость:

  1. Низкий уровень внимания.
  2. Интенсивное внимание к единственному объекту фокуса (гиперфокус), который заставляет человека забывать о событиях вокруг него.
  3. Неоправданное отвлечение внимания от объекта фокуса нерелевантными мыслями или событиями окружающей среды.

Как бороться с рассеянностью и забывчивостью?

Рассеянность и забывчивость можно избежать или исправить несколькими способами. Хотя эти состояния не лечатся с помощью медицинских процедур, с ними можно справиться, используя психологические методики. Примеры таких методик включают в себя: изменение рабочих графиков, чтобы сделать их короче, частые периоды отдыха и использование предупреждающего устройства для сонливого оператора.

Рассеянность и забывчивость часто измеряются в шкалах, разработанных во время исследований для определения уровня скуки и внимания.

Например, шкала когнитивных ошибок, связанных со вниманием, отражает ошибки в производительности, которые возникают из-за потери внимания.

Другая шкала, называемая шкалой осведомленного внимания, измеряет способность поддерживать рациональный уровень внимания в повседневной жизни. Шкала скуки измеряет уровень скуки по отношению к уровню внимания субъекта.

Подборка книг для борьбы с рассеянностью

Чтобы узнать больше техник и приемов, которые помогут вам справиться с постоянной рассеянностью и начать вести более осознанную и внимательную жизнь, вы можете прочитать несколько книг, связанных с этой проблемой.

К наилучшим произведениям, посвященным борьбе с рассеянностью, можно отнести следующие работы:

  • «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе», Дэниел Гоулман. Сочетая передовые исследования с практическими рекомендациями, автор углубляется в науку внимания во всех ее разновидностях, анализируя давно назревшее обсуждение этого мало заметного и недооцененного интеллектуального актива. В эпоху неудержимых отвлекающих факторов Гоулман убедительно объясняет, что сейчас, как никогда, мы должны научиться заострять внимание, чтобы выжить в условиях современного мира.
  • «Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что?», Эдвард Хэлловэлл. Посредством ярких историй болезней пациентов (как взрослых, так и детей) автор исследует различные формы, которые принимает СДВГ: от гиперактивности до рассеянности. Он развеивает распространенные мифы, предлагает полезные инструменты для преодоления трудностей и дает полный отчет обо всех вариантах лечения, а также советы по работе с диагностированным ребенком, партнером или членом семьи. Но самое главное, Эдвард сосредотачивается на положительных моментах, которые могут прийти с этим «беспорядком», включая высокую энергию, интуитивность, креативность и энтузиазм.

Заключение

Возможно, иногда мы должны быть благодарны за нашу рассеянность и забывчивость. Они избавляют нас от запоминания всех душераздирающих моментов жизни, а также дают нам свободу мыслить абстрактно. Но это не значит, что мы не должны бороться с этими состояниями и пытаться стать лучшей версией самих себя.

Как преодолеть рассеянность и невнимательность

Внимание — психическая функция, которая помогает нам замечать детали окружающего мира, концентрироваться на выполнении учебных и других задач, помнить о запланированных делах. Разумеется, все люди могут иногда что-нибудь забыть или перепутать. Проблема появляется, если человек постоянно рассеян и не собран, это мешает и в учёбе, и в быту.

Признаки проблем с концентрацией внимания:

  • невозможность надолго сосредоточиться на одном деле;
  • забывчивость (вы забываете о встречах, договорённостях, домашних заданиях, не берёте в школу нужные учебники);
  • потеря вещей (кошельков, ключей, очков);
  • необязательные ошибки в учебных работах (зная материал, вы записываете неправильные цифры, пропускаете важные условия задач, путаете буквы в словах, неверно выполняете вычисления).

Как правило, у хронической рассеянности обязательно есть причина или несколько причин. Достаточно их найти и устранить, чтобы стать более внимательным и собранным.

Основные причины невнимательности и рассеянности:

  • переутомление;
  • подсознательное нежелание выполнять поставленную перед собой задачу;
  • сбой «автопилота»;
  • необходимость выполнять слишком много задач одновременно;
  • синдром дефицита внимания.

К ослаблению внимания часто приводят хронический недостаток сна или большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени. Наверняка вы и сами замечали: если за уроки сесть на свежую голову, помарок и ошибок в задачах возникает намного меньше, а в состоянии усталости и сонливости порой трудно вникнуть в условие задачи.

  1. Спите не меньше 7–8 часов в сутки даже в самые напряжённые учебные дни. Сделайте спокойный здоровый сон своей привычкой: следите за режимом дня, ложитесь и вставайте примерно в одно и то же время; если не выспались ночью, найдите возможность поспать днём 1-2 часа.
  2. Регулярно проводите время на свежем воздухе. Благодаря прогулкам и спорту на свежем воздухе клетки мозга получают больше кислорода, в результате повышаются активность и работоспособность, улучшаются память и внимание.
  3. Делайте паузы в учебе. Чтобы избежать переутомления во время занятий, применяйте технику 45×15, описанную в книге Яны Франк «Муза и чудовище». Через 45 минут занятий на 15 минут переключайтесь на какую-либо другую деятельность, не связанную с концентрацией внимания: домашние дела, разговор по телефону, зарядку. Повторите цикл 45×15 несколько раз — до полного завершения запланированных на сегодня задач. Отдых и переключение помогают вновь сосредоточиться на умственной деятельности.

На степень рассеянности и забывчивости сильно влияет уровень мотивации.

Если мы подсознательно не хотим куда-то идти или что-то делать, мозг помогает нам избавиться от неприятной обязанности и как бы «вычеркивает» информацию о ней из памяти.

Если вы часто забываете о встречах, договорённостях, обещаниях, записи домашнего задания или сроках выполнения реферата, возможно, проблема не в рассеянности как таковой, а в отсутствии желания.

  1. Пересмотрите свои дела и задачи с точки зрения приоритетов. Составьте список дел и ситуаций, в которых вы особенно часто проявляете рассеянность, и ответьте на вопрос, почему вам так трудно удерживать внимание на этих задачах, насколько вам необходимо этим заниматься и почему. Не исключено, что по итогам анализа список уменьшится на несколько пунктов, зато про остальные пункты вы забывать перестанете.
  2. Переформулируйте свои планы так, чтобы их хотелось выполнять. Проще всего достигать тех целей, которые сулят нам вознаграждение, моральное или материальное. Чем конкретнее поставлена цель, тем более ясно вы можете представить положительный эффект от неё. Формулируйте свои задачи таким образом, чтобы вам захотелось добиться результата. Например, вместо цели «Хочу выучить иностранный язык» поставьте цель «Научиться общаться на иностранном языке со сверстниками в интернете», и сосредоточиться на ней станет проще.
  3. Убедитесь, что поставленная цель реальна и достижима. Если наш мозг считает, что достичь цели невозможно, он перестаёт выделять энергию на ее достижение и концентрироваться на ней. В результате мы либо постоянно забываем о цели, либо не можем сосредоточиться на выполнении нужных действий. Если цель слишком большая, разбейте её на промежуточные шаги и двигайтесь поэтапно. К примеру, ваша цель — сдать ЕГЭ на 90+ баллов. Запишите все темы, которые нужно для этого освоить, изучайте их последовательно, на каждом этапе проверяйте себя и только после этого двигайтесь дальше.

Многие бытовые действия мы совершаем автоматически, не задумываясь: уходя, закрываем дверь квартиры, выключаем свет, плиту, собираем учебники в школу. Если в момент совершения автоматического действия нас что-то отвлекает, программа может дать сбой. По этой причине люди часто теряют вещи, забывают выключить утюг, взять с собой нужные документы.

  1. Хотя бы раз в день делать медитацию осознанности. Техника выполнения медитации: сесть или лечь в удобную позу и сосредоточиться на своем теле, его положении и ощущениях внутри себя, на коже, в мышцах. Не отвлекаться на любые внешние раздражители, не думать ни о чём другом. Продолжительность медитации: 5–10 минут.
  2. Чаще менять алгоритм привычных действий. Ходите в школу другой дорогой, меняйте последовательность утренних ритуалов, по-другому складывайте вещи на столе и на полках. Когда вы меняете алгоритм поведения, мозг отключает «автопилот» и начинает выстраивать новые нейронные связи. Это развивает интеллект и улучшает концентрацию.

Когда нужно выполнять несколько дел одновременно или удерживать в памяти несколько задач, внимание рассеивается, а концентрация снижается. Неудивительно, что про одну или несколько задач можно забыть, а другие выполнить некачественно. Избыток задач негативно сказывается на эффективности работы или учёбы.

  1. Выбрать одно дело и сосредоточиться на нём. При этом важно по максимуму устранить отвлекающие факторы — убрать лишние предметы с рабочего стола, закрыть ненужные игры и программы на компьютере, отключить звук или уведомления на телефоне, выключить музыку, телевизор, радио, попросить, чтобы вас не отвлекали и не беспокоили домашние.
  2. Разбираться с поступающими задачами сразу, не откладывая на потом. Если делать возникающие новые дела сразу, меньше риск, что из-за обилия задач вы о чем-то забудете. Этот способ лучше всего работает с мелкими учебными и бытовыми делами.
  3. Использовать методики эффективного планирования:
  • Составляйте списки задач (они помогут удерживать нужные дела в памяти).
  • Освойте систему канбан. Запишите дела и задачи на цветные карточки и распределите на специальной доске в графы «Нужно сделать», «Делается» и «Сделано». По мере выполнения задач передвигайте карточки в нужную графу. Таким образом, вы всегда можете следить за процессом и корректировать последовательность действий.
  • Применяйте визуальные подсказки. Кладите записки с напоминанием о важных делах в клавиатуру компьютера или вешайте на видном месте над столом, положите на стол какую-нибудь вещь — ручку, карандаш, книгу — которая сразу же напомнит вам о запланированной задаче.

Синдром дефицита внимания встречается у людей любого возраста. При этом синдроме человеку сложно в течение длительного времени концентрироваться на одной и той же задаче. Справиться с проблемой помогут упражнения на улучшение концентрации. Делать их нужно регулярно — как минимум раз в день на протяжении 2–3 недель.

Взгляд на пальцы. Сядьте с прямой спиной на стул или кресло, расправьте плечи. Поднимите правую руку на уровень плеча и отведите её в сторону, поверните голову и сфокусируйте взгляд на пальцах правой руки. Удерживайте взгляд на пальцах в течение 1 минуты, после чего повторите упражнение с левой рукой.

Прямая линия. Ведите ручкой по бумаге прямую линию, удерживая внимание только на этом действии. Как только вы заметили, что внимание рассеялось, нарисуйте на линии маленькую зазубрину и продолжайте дальше. Чем меньше получилось зазубрин, тем выше уровень вашей концентрации. Старайтесь не отвлекаться и не уходить в свои мысли хотя бы 2–3 минуты.

Секундная стрелка. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и, не отрываясь, следите взглядом за её движением. Удерживайте внимание на стрелке в течение 5 минут, не отвлекаясь и не погружаясь в свои мысли.

  1. Мы становимся рассеянными, забывчивыми и невнимательными по разным причинам. Правильно определив причину, можно быстро и эффективно вернуть себе концентрацию.
  2. Основные причины невнимательности: переутомление, нежелание выполнять намеченные задачи, сбой «автопилота», избыточное количество задач и дефицит внимания.
  3. Избегайте переутомления: высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе, делайте паузы во время учёбы. Используйте систему 45×15: 45 минут занятий — 15 минут любой другой деятельности.
  4. Разберитесь с мотивацией: расставьте приоритеты, переоцените ваши цели и приведите их в соответствие со своими желаниями, сформулируйте задачи таким образом, чтобы они звучали более привлекательно. Это поможет избавиться от постоянной забывчивости.
  5. Старайтесь не полагаться на «автопилот» в повседневных делах, тренируйте осознанность, замечайте детали окружающего мира, меняйте алгоритмы рутинных действий.
  6. Минимизируйте количество задач, выполняйте их последовательно одну за другой, старайтесь делать мелкие дела сразу, чтобы они не накапливались. Если задач всё равно осталось много, применяйте разные методики эффективного планирования — составляйте списки, визуализируйте задачи.
  7. Работайте над концентрацией внимания с помощью специальных упражнений.

Рассеянность

Что это такое

Неспособность сосредоточиваться на заданном объекте или манипуляции принято называть рассеянностью. Это качество способно доставить массу неприятных моментов их обладателям, поскольку нередко упускают из вида важные вещи.

При этом надобно понимать, что рассматриваемая черта – это не плохая память, рассеянность является нарушением внимания.

Большей частью эта черта носит приобретённый характер, поэтому и ликвидировать её не только возможно, но и необходимо.

Когда индивид выполняет обыденную монотонную неинтересную работу, для реализации которой нет нужды задействовать творческую жилку, он совершает машинальные действия.

Привычка ослабляет сознательный элемент внимания к производимым человеком действиям. В этом таится отрицательный и нередко опасный аспект рассеянности.

Так, например, рассеянность у машиниста или простого автолюбителя нередко приводит к необратимым трагическим событиям.

Вторая зачастую возникает вследствие избыточной концентрации внимания. Когда все думы индивида устремлены на разрешение определённой задачи, а всё иное словно перестает существовать.

В свой черёд мнимую рассеянность подразделяют на два вида: профессорскую и поэтическую. При профессорской невнимательности индивид отключиться от выполнения сложных задач не может.

Данную вариацию невнимательности ещё нередко именуют рассеянностью гениев. Чаще всего ей подвержены математики.

Людям, склонным к поэтической рассеянности, присуще витание в облаках, вследствие чего события реальности часто остаются незамеченными.

Таким образом, рассматриваемое понятие в качестве личностной черты является неспособностью концентрироваться на внешнем объекте и совершать целенаправленные действия, склонностью невольно отвлекаться от манипуляций, размышляя об ином деле, делая что-то не к месту.

Каждый индивид способен периодически проявлять рассеянность, однако не у всякого она превратится в ярко выраженную личностную черту.

Причины рассеянности

Если рассеянность является подлинной, то большей частью она обусловлена определёнными физиологическими отклонениями, например, неврастенией, анемией, хронической усталостью, нервными перенапряжениями. При этих недугах людям сложно удерживать внимание на выполняемой манипуляции, они легко отвлекаются, а дабы зафиксироваться на намеченной задаче им приходиться прилагать немало усилий.

  • Итак, к нарушению фиксации внимания могут приводить некоторые соматические недуги, либо особенности психотипа индивида.
  • Среди патологических отклонений, выступающих этиологическими факторами, выделяют:
  • – новообразования, локализированные в мозге, гидрацефалия;
  • – сосудистую деменцию и «старческое слабоумие» или болезнь Альцгеймера;
  • – сильные мигренеподобные головные алгии;
  • – нарушение мозгового кровоснабжения и вызванное им кислородное голодание;
  • – гипертонию;
  • – нарушение метаболизма (диабет);
  • – вегето-сосудистую дистонию;
  • – дефицит витаминов;
  • – аутоиммунные заболевания, поражающие нервную систему;
  • – хроническую бессонницу;
  • – недостаток минеральных веществ;
  • – анемию.
  • Помимо перечисленных выше недугов вызвать рассеянность могут психические расстройства либо отклонения неврологического характера, например, эпилепсия, шизоаффективное нарушение и шизофрения, стрессы.
  • Также невнимательность нередко появляется при нежелании индивида выполнять ту задачу, на которой следует сосредоточиться или при стремлении делать несколько действий одновременно.

Часто люди, страдающие рассеянностью, пеняют на собственную память, но это лишь попытка избежать ответственности за собственную невнимательность. Хотя признаки рассеянности также могут включать ухудшение когнитивных процессов, раздражительность, снижение работоспособности, утрату профессиональных навыков, появление несвойственных ранее поступков.

Это ужасно, НО:  Бинарные опционы с досрочной продажей брокеры с досрочным закрытием

У детей рассматриваемое отклонение нередко проявляется снижением успеваемости, проблемами с памятью, отказом выполнять задания, требующие повышенной фиксации внимания, медлительностью, неусидчивостью, перепадами настроения, возбудимостью.

Как избавиться от рассеянности

Прежде всего, перед устранением рассеянности, необходимо уяснить, что универсальной таблетки от невнимательности не существует. Поэтому, если человек серьёзно решил бороться с собственной неспособностью концентрироваться на выполнении определённых задач, он должен запастись силой воли. Потому как без приложения волевых усилий невозможно ликвидировать рассеянность.

При выполнении ответственных заданий следует абстрагироваться от эмоциональной составляющей. Эмоции лишь мешают рационально мыслить. Помимо того рабочее место всегда должно содержаться в порядке. При творческом беспорядке довольно сложно сосредоточиться на выполнении серьёзных задач, требуемых умственных затрат.

Дабы не забыть о предстоящих мероприятиях, делах и задачах следует их записывать. Выполняя какую-нибудь работу, требующую концентрации внимания, следует исключить побочный шум, например, музыку.

Считается, что отдых является лишь переменой деятельности, поэтому свободную минуту лучше уделять решению головоломок, разгадыванию кроссвордов, составлению слов.

Лучшим способом ликвидировать мнимую рассеянность, чаще свойственную учёным деятелем, поэтам, актёрам и иным творческим натурам, считается управление вниманием, то есть его переключение с интересных дел на будничные заботы.

Интенсивный напряжённый труд, даже когда он обусловлен эмоциональным взлётом, часто становится катализатором нервного истощения и депрессивных состояний, которые, порождают ослабление когнитивных процессов и рассеянность.

Проверенным способом переключения внимания является перемена вида деятельности. Например, интенсивное занятие умственным трудом можно разнообразить физической деятельностью.

Поскольку невозможность концентрации внимания не является специфическим признаком какого-либо недуга, то и лечение рассеянности обусловлено причиной её возникновения.

Если нарушение концентрации становится следствием тревожного расстройства или депрессивного состояния, то рекомендован приём антидепрессантов, транквилизаторов, есть и препараты с анксиолитическим эффектом.

Когда рассеянность является результатом органического поражения мозга, то показано назначение ноотропов.

  1. Также справиться со сбоями в концентрации внимания помогут ниже приведённые средства официальной медицины:
  2. – экстракт элеутерококка, оказывающий общий тонизирующий эффект, улучшающий умственные процессы, снимающий нервное перенапряжение и устраняющий переутомление;
  3. – аминалон, содержащий гамма-аминомасляную кислоту, благодаря чему влияет на качественное усваивание глюкозы, которая являет собой источник энергии, потребной для поддержания жизнедеятельности нервных клеток, поэтому данный препарат способен значительно улучшить память, снять утомление и обеспечить мышлению эффективную работу;
  4. – глицин, считающийся одним из безопаснейших средств и имеющим минимальное число противопоказаний, способен мягко включаться в метаболические процессы, проистекающие в мозге.
  5. В ряде случаев лечение рассеянности не нуждается в фармакопейном вмешательстве, поскольку устранить рассматриваемое нарушение можно с помощью банального отдыха или ликвидации причины (устранения психотравмирующей ситуации посредством психотерапии).
  6. Также существуют упражнения, способные существенно повысить работоспособность мозга при усталости или сильнейшем перенапряжении, которые и порождают рассеянность.

Виды и свойства внимания

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Отчёт по психологической практике

на тему : « Внимание»

Подготовила Бохан Олеся Олеговна

  • Внимание — катализатор успешной деятельности
  • Три вида внимания
  • Основные причины невнимательности (свойства внимания)
  • Как управлять своим вниманием
  • Концентрация внимания
  • Распределение внимания
  • Объем внимания
  • Тесты
  • Использованная литература

Внимание — катализатор успешной деятельности

Роль внимания в жизни человека исключительно велика. Внимание определяет в значительной степени эффективность многие виды человеческой деятельности. Внимание — один из признаков воли. Степень сосредоточения или организации внимания есть показатель успешности во многих видах деятельности.

По образному выражению К. Д. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Итак, внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.

Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого» фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения (как и любой иной вид деятельности) сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное — от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время .

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания выполняемой деятельности. Если она непонятна, внимание падает.

Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения — чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст (2).

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.

Отсюда следует, что при чтении, как и при любой иной человеческой деятельности, нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности. Внимание — своего рода катализатор процесса деятельности человека. Эффективность любой деятельности во многом зависит от того, насколько человек способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп деятельности: как очень высокий, так и замедленный темп деятельности утомляет, способствует снижению внимания.

Деятельность в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективна. Необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.

Основные причины невнимательности (свойства внимания)

Многие школьники часто жалуются на рассеянность: «Не обратил внимания», «Отключился и не слышал». Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения. Но в школе вам бывает, известна высокая «цена» такой рассеянности. «Пробежал глазами» — и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснения учителем сложной теоремы, например, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания — объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.

Мнимую рассеянность иногда называют «профессорской». Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает «мимо ушей», не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.

Иногда бывает трудно определить, за счет, какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельное свойство, а целостную характеристику его личности.

Как управлять своим вниманием

Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.

Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимообусловленности овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдвинул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более высокую ступень личностного развития.

Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке.

3 месяца — это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, можно заметить некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.

Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.

Из курса физики знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, собранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.

Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум — 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно определить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам.

Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину. Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий (например, тест — «корректурная проба» — нужно за 5 мин., внимательно просматривая буквенную таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком).

На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психологических лабораториях для этой цели используется специальный прибор — тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов тахис — «быстро», скопео — «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено.

На тему внимания были проведены тесты.

Тест « Числовой квадрат»

Тест предназначен для оценки объема распределения и переключения внимания. Это свойство связано с успешностью деятельности во многих профессиях, имеющих дело с переработкой информации, точностью и скоростью реагирования на сигналы.

Обработка и интерпретация результатов не предоставлялась интервьюерам.

Отсутствующие цифры: 3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38

Данный тест прошли студенты 1-го и 3-го курса. Можно сказать, что студент 3-го курса справился с заданием лучше, т.к. зачеркнул более 10 правильных ответов . Объём распределения его внимания достаточно высок. Его способности помогают ему справляется с задачами, требующими оптимального разделения внимания. Студентка 1-го курса справилась с задачей хуже, т.к. зачеркнула менее 10 правильных ответов. Это говорит о том, что объём распределения внимания ей необходимо целесообразно развивать. Нужно тренироваться, и тогда будет успех.

Это ужасно, НО:  SwiftOption - отзывы о брокере Свифт

Методика «Расстановки чисел»

Данная методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Оценка производится по количеству правильных записанных чисел. Средняя норма 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Данный тест пройден студентами 1-го и 3-го курса. Оба студента справились с поставленной задачей хорошо. Можно сделать вывод, что произвольное внимание развито у обеих сторон неплохо.

внимание концентрация распределение переключение

1. Андреев О.А. Техника развития внимания. М., 2007.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М., 1991.

3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.

4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.

5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание М., 1072.

6. Добрынин Н.Д. О теории и воспитании внимания // психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.

7. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 1987.

8. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

9. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.

10. Рогов Е.И. Психология познания. М.. 1998.

Виды и свойства внимания

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Отчёт по психологической практике

на тему : « Внимание»

Подготовила Бохан Олеся Олеговна

  • Внимание — катализатор успешной деятельности
  • Три вида внимания
  • Основные причины невнимательности (свойства внимания)
  • Как управлять своим вниманием
  • Концентрация внимания
  • Распределение внимания
  • Объем внимания
  • Тесты
  • Использованная литература

Внимание — катализатор успешной деятельности

Роль внимания в жизни человека исключительно велика. Внимание определяет в значительной степени эффективность многие виды человеческой деятельности. Внимание — один из признаков воли. Степень сосредоточения или организации внимания есть показатель успешности во многих видах деятельности.

По образному выражению К. Д. Ушинского, «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Итак, внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.

Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного «серого» фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения (как и любой иной вид деятельности) сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное — от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя — его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время .

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания выполняемой деятельности. Если она непонятна, внимание падает.

Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения — чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст (2).

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.

Отсюда следует, что при чтении, как и при любой иной человеческой деятельности, нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности. Внимание — своего рода катализатор процесса деятельности человека. Эффективность любой деятельности во многом зависит от того, насколько человек способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп деятельности: как очень высокий, так и замедленный темп деятельности утомляет, способствует снижению внимания.

Деятельность в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективна. Необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.

Основные причины невнимательности (свойства внимания)

Многие школьники часто жалуются на рассеянность: «Не обратил внимания», «Отключился и не слышал». Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения. Но в школе вам бывает, известна высокая «цена» такой рассеянности. «Пробежал глазами» — и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснения учителем сложной теоремы, например, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания — объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.

Мнимую рассеянность иногда называют «профессорской». Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает «мимо ушей», не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.

Иногда бывает трудно определить, за счет, какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельное свойство, а целостную характеристику его личности.

Как управлять своим вниманием

Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.

Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимообусловленности овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдвинул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более высокую ступень личностного развития.

Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке.

3 месяца — это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, можно заметить некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.

Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.

Из курса физики знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, собранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.

Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум — 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно определить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам.

Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину. Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий (например, тест — «корректурная проба» — нужно за 5 мин., внимательно просматривая буквенную таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком).

На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении. В психологических лабораториях для этой цели используется специальный прибор — тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов тахис — «быстро», скопео — «смотрю»). На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными словами, объем внимания — это широта той области, на которую оно может быть распространено.

На тему внимания были проведены тесты.

Тест « Числовой квадрат»

Тест предназначен для оценки объема распределения и переключения внимания. Это свойство связано с успешностью деятельности во многих профессиях, имеющих дело с переработкой информации, точностью и скоростью реагирования на сигналы.

Обработка и интерпретация результатов не предоставлялась интервьюерам.

Отсутствующие цифры: 3, 4, 7, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38

Данный тест прошли студенты 1-го и 3-го курса. Можно сказать, что студент 3-го курса справился с заданием лучше, т.к. зачеркнул более 10 правильных ответов . Объём распределения его внимания достаточно высок. Его способности помогают ему справляется с задачами, требующими оптимального разделения внимания. Студентка 1-го курса справилась с задачей хуже, т.к. зачеркнула менее 10 правильных ответов. Это говорит о том, что объём распределения внимания ей необходимо целесообразно развивать. Нужно тренироваться, и тогда будет успех.

Методика «Расстановки чисел»

Данная методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Оценка производится по количеству правильных записанных чисел. Средняя норма 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Данный тест пройден студентами 1-го и 3-го курса. Оба студента справились с поставленной задачей хорошо. Можно сделать вывод, что произвольное внимание развито у обеих сторон неплохо.

внимание концентрация распределение переключение

1. Андреев О.А. Техника развития внимания. М., 2007.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М., 1991.

3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.

4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.

5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание М., 1072.

6. Добрынин Н.Д. О теории и воспитании внимания // психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.

7. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 1987.

8. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

9. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.

10. Рогов Е.И. Психология познания. М.. 1998.

Брокеры с бонусами за открытие счета:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Честные брокеры бинарных опционов за 2020 год
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: